Этот разрыв может создаваться простым отсутствием модели. У Роберта Фарбера "Обнаженная среди колонн" (1990) вообще покидает кадр. От тела "обнаженной" остался лишь кусочек бедра и рука. Утаенная, исчезнувшая нагота - тоже предельно эротична. Это метонимическая фрагментация тела, здесь небольшая часть превосходит в эротизме целое. Так Хельмут Ньютон кадрированием лишает свою модель головы ("Акт. Ницца", 1981), а в другой работе и вовсе оставляет от нее одну "Туфельку".
Нечеткость самих названий фоторабот и серий - тоже сознательный прием по актуализации зрительских фантазий: "Набережная" (1926), "Обнаженная" (1930), "Ню" (1930). Это портреты воображаемых незнакомок и случайных прохожих, кого-то безымянно-желанного.
Именно на этом строится загадочная поэтика эротической фотографии. Например, еще у Кларенс Уайт в "Утре" (1908) эта "смутноразличимость" изображения уже такова, что женщину в белом еще можно угадать, но отличить облака от кустов, а реку от неба уже невозможно. Объект желания здесь - лишь светло-серое пятно на темно-сером фоне. У Александра Гринберга и Юрия Еремина "туманность" появилась даже на крупных передних планах. "Сидящая" Гринберга (1926) не только окутана дымкой, но еще и отвернулась, спрятала лицо. В этом пространстве невидимого мастер и расположил зрительный зал фотоискусства.Эти "туманности" он использовал также в качестве метафоры эротизма, символизирующей истому возбужденного сознания зрителя, которая навязывается ему, как современный комедийный телесериал навязывает готовый закадровый смех и аплодисменты. Разрыв стал не только формой наслаждения, но и местом обитания авторитетного Другого, инстанции речи, которая говорит зрителю, где смеяться, где аплодировать, а где любить.Призрачность ню Гринберга - это еще и символ ушедшего времени, неясных воспоминаний. Он словно предлагает зрителю вспомнить то, чего не было, насладиться тем, что утрачено.Другой способ обольщения зрителя - игриво-призывно глядящая прямо в объектив модель (А. Гринберг. "Ню. Нина Фролова". 1920-е). Этот прямой взгляд разрушает рампу, указывая зрителю на его "желанность". В этой ситуации зритель ощущает себя объектом наблюдения, потенциальным любовником, фотография и зритель меняются местами: "стоит субъекту попробовать к взгляду этому приспособиться, как этот последний немедленно превращается в ...мерцающий объект, в ту исцезающую точку бытия, с которой сливаются у субъекта его собственные угасания"[4].
Еще один прием - изображение не модели, но ее тени. Уже в работе Гринберга "Ню. Галя" (1920-ые гг.) показано, как высок градус эротичности тени, отбрасываемой моделью. Причем в "темных тональностях" тень уже почти неотличима от модели. На протяжении ХХ века этот прием был доведен до совершенства. Например, у Джеффа Дюна в работе 1990 года "Обнаженная №3, студия Лос-Анджелес" тень отделена от модели и даже более эротична, нежели сама модель. В "Сидящей" Гринберга уже есть вся эта символика тени, позднее доведенная до совершенства Робертом Мэплторпом (Ajitto, 1981). Его темнокожие модели, демонстративно не отбрасывают тени, поскольку сами в себе являются квинтэссенцией эротизма "темной тональности".
Этим же целям служит вариативность эротической фотографии. Бесконечные повторы одних и тех же тел А. Гринберга превращают "телесность" в деперсонифицированную анонимную форму. В фотографии это движение скрыто присутствует, ведь фотография - это квинтэсенция жестовости. Благодаря этому серийному повтору тело и обретает пространственные характеристики. В повторяющихся движениях (походка, качели, аплодисменты, курение, моргание, петтинг, тренажер, смех, рыдания, карусель, мастурбация, дрожь, верховая езда, фрикции, дыхание, укачивание ребенка, речь как движение губ, даже биение сердца) пространство входит внутрь тела, и оно становится "реальным", объемным. Складки спадающей с женского тела ткани начинают колебаться, тело под ними начинает двигаться, дышать (А. Гринберг. Ню. Марго. 1920-ые гг.).Развитие этих приемов в фотографии ХХ века привело к тому, что даже бережно задрапированные мосты и небоскребы были очеловечены и эротизированы. Современные попытки усилить эротичность пейзажа помещением в него различных объектов не повышают ее градуса, а лишь обнажают ее сущность. "Человечность" пейзажа уже давно стала общим местом в искусстве. Женщина-дерево есть в работе Дэвида Пэнпрейза (1997). Здесь на голове обнаженной девушки, растет огромная крона. У Херб Риттц в работе 1987 "Татьяна II" - дерево "обнимает" женщину, а в ее же работе 1986 "Перекати поле" - сама женщина - изображает дерево. Наконец, проект В. Дубосарского и О. Лопуховой "Арт-Клязьма" - "оживляет", "очеловечивает" целый парк как произведение искусства, наводняя его изнутри телами художников, зрителей, объектами и событиями. Паблик арт же вообще весь мир рассматривает в качестве смутно различимого будущего тела Вселенной.Диапазон эротичности сегодня продолжает стремительно расширяться, но бесконечность этого диапазона полностью сформировалась еще сто лет назад, в работах первой трети ХХ века.
И самый интересный момент в статье
Комментариев нет:
Отправить комментарий